Меню сайта

Единый телефон доверия для детей, подростоков и родителей (бесплатная анонимная психологическая помощь) / 8-800-2000-122  / ежедневно
Здесь вы можете скачать памятку для родителей по профилактике суицида.
Здесь вы можете скачать памятку по выявлению у несовершеннолетних признаков суицидального поведения.


Уважаемые родители и ученики!

Ниже описаны маркеры суициидального поведения, по которым вы можете понять находится ли ваш ребенок или друг в опасном для его жизни положени.
Пожалуйста, ознакомьтесь с ними очень внимательно, чтобы своевременно помочь человеку получить необходимую помощь.

Что нужно знать взрослым о суицидах:
Для понимания проблемы суицидального поведения подростков следует стремиться к учету всего комплекса взаимодействующих между собой внешних и внутренних факторов.
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, такое состояние человека, могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованное поведение, занятия экстремальными видами спорта, и употребление алкоголя и сильных наркотиков, и самоизоляция от общения с окружающими людьми.
В связи с этим, важно проанализировать, что является стрессогенным фактором жизненной ситуации для подростка, какие его потребности фрустрированы, в чем состоит переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, проявляет ли он аутоагрессивность, зацикливается ли на определенной проблеме и т. д.

Маркеры суицидального поведения.

Словесные признаки:

  1. Прямо или косвенно говорить ос воем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Скоро все проблемы будут решены» и т. п.
  2. Много шутить на тему самоубийства.
  3. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
  4. Медленная маловыразительная речь.
  5. Уверения в беспомощности и зависимости от других.
  6. Высказывания самообвинения.

Поведенческие признаки:

  1. Любые изменения в настроении и поведении, отдаляющие от близких людей.
  2. Снижение жизненной активности, замкнутость.
  3. Нарушение внимания со снижением качества учебы, отсутствие планов на будущее.
  4. Уход от контактов, изоляция от друзей.
  5. Стремление к тому, чтобы оставили в покое.
  6. Неспособность сконцентрироваться.
  7. Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам.
  8. Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток.
  9. Посещение врача без очевидной надобности.
  10. Расставание с дорогими вещами или деньгами.
  11. Подведение итогов, приведение дел в порядок.
  12. Повышенная неприязнь к себе, чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности, ненужности.
  13. Потеря интереса к увлечениям.
  14. Пренебрежительное отношение к своей внешности.

Ситуационные признаки:

  1. Социальная изоляция (не имеет друзей, чувствует себя отверженным).
  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями, родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема).
  3. Ощущает жертвой насилия (физического, сексуального, эмоционального).
  4. Предпринимал раньше попытки суицида.
  5. Перенес тяжелую потерю (смерть близких, развод родителей).
  6. Переживает несчастную любовь.
  7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Факторы и ситуации суицидального риска.

  1. Психическое неблагополучие:
    • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме этого, среди ведущих факторов можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.
    • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
    • Расстройство личности. С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность – агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
    • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психических заболеваний в семье, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  2. Взаимоотношения в семье:
    • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
    • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
    • Симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф о неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
  3. События жизни:
    • Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
    • Дополнительным фактором риска для подростка становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию).

Способы информирования о намерении суицида.

Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое вербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Перечень ресурсов, поддерживающих несовершеннолетнего и препятствующие реализации суицидальных намерений.

  1. Поддержка членов семьи, друзей, других значимых людей (в рамках глубокого эмоционального контакта).
  2. Активизация религиозных, культурных ценностей.
  3. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.
  4. Выраженное чувство долга, обязательность.
  5. Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.
  6. Зависимость от общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности суицида.
  7. Представление о неиспользованных жизненных возможностях.
  8. Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.
  9. Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).